Для усвоения новой информации и длительного удержания ее в памяти отлично подойдут красочные приметные ассоциации. Их использование позволит в подходящей ситуации максимально точно воспроизвести информацию. Развитие ассоциативно-образного мышления помогает человеку создавать что-то новое, генерировать новые идеи.
Данный вид мышления способствует развитию памяти и внимания, а также позволяет понять новую информацию на основе уже имеющейся.
Оглавление
Виды ассоциаций
Ассоциациями называются связи, возникающие между самостоятельными вещами, явлениями и фактами, хранящимися в памяти человека. У каждого они индивидуальны и основываются на опыте.
Ученые выделили несколько групп ассоциаций:
подобие — чайник, электрочайник, кипятильник;
- противоположность — небо-земля, кислый-сладкий, день-ночь;
- соотношение части и целого — пирог-кусочек, веник-прутик;
- причинно-следственные связи — огонь-ожог;
- обобщение, подчинение — картофель-овощ, тушь-косметика;
- смежность по пространству или времени — зима-холод, кастрюля-сковорода.
Помимо этого, их разделяют на тематические (связанные одной темой), фонетические (названия созвучны между собой) и словообразовательные (ассоциации — однокоренные слова).
В чем польза ассоциативного мышления
Развитие ассоциативного мышления позволяет человеку глубже понять взаимосвязи между вещами, явлениями, феноменами окружающей социально-природной среды. Чем больше и разнообразнее образы, которые мы накапливаем, тем обширнее возможности нашего разума при совершении операций с их использованием, и тем больше мы развиваем память и творческое мышление.
Ассоциативное мышление представляет собой связующее звено между предметным и абстрактным типами мышления, познания, высокий уровень развития данного вида мышления формирует целостность и эффективность реализации мыслительных процессов.
Как развить ассоциативное мышление
Развитое ассоциативное мышление предоставляет человеку много преимуществ:
- стимулирует работу клеток мозга;
- увеличивает объем памяти;
- облегчает восприятие незнакомой информации;
- способствует развитию новых смысловых связей;
- позволяет генерировать незаурядные идеи;
- улучшает реакцию на неожиданные ситуации и помогает в поиске решений.
Так, в основе мнемоники, помогающей сохранять в памяти большие объемы слов, лежат именно ассоциации.
Вначале ребенка знакомят со всеми вещами, которые он видит, и связанными с ними действиями. Затем ему объясняют принципы группирования предметов, параллельно чему малыш учится отличать и называть вещи. Детям постарше подойдут упражнения типа ассоциативных рядов или анализа предметов по признаку.
Упражнения для развития ассоциативного мышления
Занятия для развития своих или навыков ваших детей следует проводить регулярно. При этом желательно придерживаться легкой и комфортной формы обучения, поскольку этот вид мышления больше всего связан с творчеством, а оно, как известно, не терпит давления. Однако, это не означает, что нужно игнорировать важные упражнения и надеяться на отличный результат.
Ряд ассоциаций
Цепочки
Придумайте слово, подберите к нему слово-ассоциацию и далее по тому же принципу. Например, тарелка — кухня — выпечка — пекарня — тепло и т.д. Прелесть игры в том, что у каждого человека такая цепочка уникальна, поскольку он обладает индивидуальным ассоциативным рядом, который невозможно повторить. Упражнение отлично подойдет для развлечения в большой компании.
Попробуйте скачать приложения для развития ассоциативного мышления:
- «Угадай слово по картинке»;
- «Стоминутка»;
- «Эмодзи Викторина».
Необычные ассоциации
Существуют ассоциации, которые использует большинство людей. Невеста-платье, мышь-сыр, шайба-хоккей. Из-за этого наш мозг как бы «ходит по кругу». Чтобы избавиться от этого состояния, рекомендуется придумывать необычные ассоциации. Вначале это может показаться тяжелым и долговременным занятием, но постепенно ваш мозг привыкнет к нестандартному мышлению.
Описание предметов
Методика подходит для обучения совсем маленьких детей. Вам необходимо описывать определенные предметы, создавая понятную для ребенка ассоциацию.
Играть можно в любое время, например, по дороге домой или на прогулке, комментируя окружающие вещи.
«Смотри, какой голубой цветочек, как небо», «Ветер дует, как вентилятор», «Птички поют, как будто вот такую песенку (и напеть)», «Сандалики грязные, как посуда после обеда» и т.д. Постепенно ребенок втянется в игру и начнет также активно сравнивать, развивая свое ассоциативное мышление.
Перевоплощение
Игра способствует развитию ассоциативно-образного мышления у детей. Вы представляетесь кем-то, например, мышкой, и задаете ребенку наводящие вопросы. Что делают мышки? Как они кушают? Как спят? Как умываются? Вам необходимо перенять «образ мышки» на себя. Двигаться на четвереньках, попискивать, двигать носом, принюхиваясь. Попытайтесь с помощью звуков передать то, что хотите сказать ребенку. Игра дает возможность детям представить определенных животных, получить знания о них и понять, нравятся они им или нет. Во избежание неприятных ситуаций играть в нее следует дома.
«Что? Где? Когда?»
Популярная интеллектуальная игра приносит пользу не только ее участникам, но и всем зрителям.
Игрокам необходимо благодаря эрудиции, логике, способности к образному мышлению и быстрому построению ассоциативных цепочек за отведенное время ответить на поставленный вопрос. Подобный тренинг вам помогает одновременно развивать многие навыки, включая ассоциативное мышление. Вы можете попробовать свои силы вместе с официальной игрой, транслируемой по телевизору или воспользоваться онлайн вариантом игры.
Крокодил
Популярная командная игра в ассоциации. Игроки делятся на две команды, и поочередно команды выбирают ведущего, которому соперники предлагают слово.
Ведущий не может указывать на вещи вокруг, артикулировать губами или произносить звуки, показывать слово по частям. Чтобы выиграть, команде необходимо потратить минимум времени на разгадывание всех слов соперника. Если у вас нет возможности собрать команду, воспользуйтесь этой игрой.
Друдлы
Игра является изобретением двух творческих американцев — Роджера Прайса и Леонарда Стерна. Суть — вы описываете изображение, которое имеет несколько интерпретаций. Сами по себе картинки что-то вроде каракулей, но создатели всегда описывают вариативность их восприятия. Здесь вы сможете проверить свои силы и развить ассоциативное мышление.
Ментальные карты
Создатели карт преследовали мысль, что при необходимости запомнить нечто новое, достаточно обобщить это с уже знакомым фактом, хранящимся в вашей голове.
По своей сути ментальные карты — это техника визуализации мышления.
Инструкция для создания:
- Возьмите лист бумаги, напишите в центре одним словом главную тему, которой посвящена карта. Заключите ее в замкнутый контур.
- От центральной темы рисуйте ветви и располагайте на них ключевые слова, которые с ней связаны.
- Продолжайте расширять карту, добавляя к уже нарисованным ветвям подветви с ключевыми словами, пока тема не будет исчерпана.
Умения составлять mindmaps помогут не только в развитии мышления. Карты значительно упростят процесс запоминания новых данных в любой сфере деятельности.
[table “2” not found /]
Советы
Развивать ассоциативно-образное мышление весело в любом возрасте, главное — знать как. Помимо вышеперечисленных методик, из личного опыта могу посоветовать следующие упражнения:
- Ресурс Wordassociations.ru — здесь вы сможете просмотреть ассоциации к любому введенному слову. В дополнение каждое слово сопровождается статьями из словарей Д.Ушакова и В. Даля.
- Используйте творческие блокноты. Современные издательства выпускают разнообразие блокнотов для творческих людей, среди которых есть варианты для развития ассоциативного мышления.
- Читайте много книг. Чтение благотворно влияет на развитие всех областей нашего мозга. Старайтесь читать разнообразную литературу. Помимо развития мышления, это позволит заметно увеличить словарный запас, а также приятно провести время.
Источники
- Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. М., 1979. — 230 с.
- Sperling, R. A., Howard, B. C., Staley, R., & DuBois, N. (2004). Metacognition and self-regulated learning constructs. Educational Research and Evaluation, 10(2), 117-139.
- Беленький Г. И. О сущности и видах межпредметных связей // Некоторые теоретические и практические аспекты межпредметных связей. М., 1982, с.З — 22.
- Leslie, A. M. (1992). Pretense, autism, and the theory-of-mind module. Current directions in psychological science, 1(1), 18-21.