кратковременная память

Как улучшить кратковременную память

admin4ik / Обновлено: 09.06.2019

С каждым днем возрастает необходимость удерживать в своей голове большой объем важной информации. Возможности нашей памяти не ограничены, главное — уметь тренировать и поддерживать ее на необходимом уровне. Существуют два вида памяти — краткосрочная и долговременная. Большинство людей привыкло заботиться о «прокачке» долговременной, совершенно забывая развить кратковременную память. Однако при правильном разделении занятий можно добиться потрясающих результатов от обоих видов памяти. Это пригодится в любом возрасте и роде деятельности.

Что такое кратковременная память: ее важность

инструмент для сохранения информацииКраткосрочную память можно сравнить с оперативной памятью компьютера — обе задействованы во множестве ежедневных процессов, а при выключении в конце рабочего дня данные стираются. Она является инструментом для хранения оперативно поступающей информации в течение дня и способна сохранять одновременно 5-7 объектов — цифр, слов и пр. В отдельных случаях показатель снижается до 4 или увеличивается до 9 объектов. Как правило, информация хранится короткий промежуток времени — до нескольких минут.

Краткосрочную память можно и нужно развивать, поскольку существует тесная связь с интеллектом: человек, тренирующий ее, является более развитым и в интеллектуальном плане.

Хотя такая память неустойчива и помогает разве что в обычных бытовых делах, серьезные проблемы с ней могут сильно мешать человеку в жизни.

От качества ее работы зависит оперативность обработки и анализа входящих данных, анализа ситуаций и принятия решений в течение дня.

Как улучшить кратковременную память

Тренировку следует начинать с тестового задания. Традиционно для проверки используется упражнение на запоминание ряда чисел, результаты которого покажут исходные возможности мозга. Конечный результат тренировок зависит не только от ежедневного выполнения специальных заданий и упражнений. Чтобы получить максимальный результат от занятий, к развитию памяти необходимо подходить всесторонне и использовать разные способы.

Сон

Здоровый полноценный сон важен для человека в любом возрасте — он помогает организму восстанавливаться после тяжелого дня. Однако взрослые люди обычно вынужденно или сознательно пренебрегают этой частью жизни. При продолжительном нарушении режима сна организм начинает давать сбои:

  • Развивается хроническая усталость, которая не проходит даже после полноценного отдыха.
  • Снижается работоспособность мозга, возможности памяти заметно падают.
  • Появляется раздражительность, агрессия, бессонница и пр.

Чтобы увеличивать возможности своей памяти, в первую очередь необходимо отрегулировать режим сна и бодрствования. Мозг сможет эффективно учиться, если у него будет достаточно времени для отдыха.

сон

Также рекомендуется установить четкие часы для отхода ко сну и подъема в соответствии с личными потребностями организма. Таким образом, мозг будет знать, когда ему следует просыпаться и работать.

Медитация

Большинство людей ассоциируют медитацию с занятиями йогой, но она сама по себе имеет важное значение для человеческого организма. Медитация позволяет полностью расслабить тело, очистить разум от ненужной информации, познать самого себя и свои скрытые возможности.

медитацияТренировка кратковременной памяти пойдет намного продуктивнее, если перед этим очистить голову от лишних данных, которые мешают сосредоточиться на занятии. Именно медитация учит быстро и эффективно «чистить» разум. Кроме тренировок, такое умение помогает расслабиться перед сном и дает возможность организму за ночь восстановить потерянную энергию.

Силовые упражнения

Научно доказано, что занятия спортом напрямую влияют на возможности мозга. Силовые упражнения провоцируют выработку адреналина (повышает способность человека к реагированию) и эндорфинов (препятствуют развитию стресса). Благодаря постоянным занятиям в мозг поступает достаточное количество кислорода, что способствует полноценной работе клеток мозга.

Кроме этого, спорт поддерживает здоровую циркуляцию крови в голове и исключает ее застой, который значительно снижает способности памяти. Кровь приносит в мозг необходимые питательные вещества, витамины и микроэлементы. Таким образом, силовые упражнения позволяют мозгу правильно «питаться» и увеличивать умственные способности человека.

силовые упражнения

Задачи и упражнения

Развитие кратковременной памяти базируется на выполнении
определенных упражнений и заданий. Они помогают расширить привычные возможности запоминания.

  • Запоминание и повторение числовых последовательностей. Цифры являются международным традиционным способом развития памяти. Начинать следует с простых чисел, постепенно увеличивая числовой ряд. Для занятий практично использовать телефонные номера.
  • Техника Чанкинг. Суть методики — информацию, которую необходимо запомнить, следует разбить на несколько частей. Например, десятизначный номер телефона проще запомнить, предварительно разбив его на несколько частей. Способ работает и с рядами букв. Оптимальная длина 1 отрезка для запоминания — три символа.
  • Мнемоника. Техника лучше всего подойдет людям, которые имеют ярко выраженные проблемы с краткосрочной памятью. Она также помогает переводить информацию в долговременную память. Мнемонические приемы одновременно связаны с памятью и с органами чувств. Суть техники — перевод абстрактных понятий в конкретные путем связывания новых объектов с аудио и визуальной информацией, которая уже присутствует в мозгу. Таким образом, новая информация быстро закрепляется в памяти. Например, можно связать новый номер телефона с мотивом любимой песни, пропев его несколько раз.
  • Техника Фибоначчи. Человеку необходимо представлять последовательность чисел, где каждое число — это сумма двух предыдущих. Пример: 1+2=3, 2+3=5, т. е. последовательность — 1, 2, 3, 5 и т. д.

Игры

Любое обучение проходит намного проще в форме игры. Для тренировки кратковременной памяти можно играть в слова. Знакомая многим с детства игра в города — одна из ее разновидностей. Вместо городов могут быть любые группы слов — страны, фамилии, имена, фрукты, животные и пр. Кроме формирования мыслительных процессов памяти, которая вынуждена подбирать и вспоминать слова, игра повышает эрудицию игроков.
[table “2” not found /]

игрыНе менее популярная игра из детства Memory или Memo. Мемори лучше всего подходит для тренировки памяти в любом возрасте. Человеку необходимо найти парные картинки, поочередно переворачивая карточки и запоминая их последовательность. Сегодня существует вариант для компьютеров или смартфонов, где на несколько секунд показываются все карточки, а затем игрок пытается открыть как можно больше парных карт. Игра позволяет развивать кратковременную образную память.

Любителям заниматься в любое время, не отвлекаясь от привычных дел, подойдет игра в машины. Играть можно в любое время, находясь на улице или возле окна. Суть заключается в запоминании марки, модели и номера машины. Игроку необходимо постепенно повышать сложность задачи — сначала марка, затем марка+модель, далее марка+модель+цвет, марка+модель+цвет+номер. Повышая сложность игры, с каждым разом увеличивая число машин, человек может развивать мозг для запоминания большого объема информации.

Советы

Могу подтвердить на личном опыте, что возможности нашего мозга безграничны. Мне повезло, потому что мои тренировки начались еще в детстве, поэтому на сегодняшний день я достиг значительных результатов. Однако на примере своих учеников могу сказать, что успешно тренировать память возможно в любом возрасте, главное — желание и целеустремленность.

Ежедневно выполняя несложные упражнения и играя в детские игры, можно развить не только кратковременную память, а значительно подтянуть возможности долговременной, повысить эрудицию, внимание и реакцию.

Простые тренировки принесут ощутимый положительный эффект для всего организма и позволят надолго забыть о возможных проявлениях старения мозга.

Источники

  1. Гарибян С.А. Активизация мышления, развитие памяти. Ереван, 1989. -123 с.
  2. Bjorklund, D. F., & Douglas, R. N. (1997). The development of memory strategies. In C. Nelson (Ed.), The development of memory in childhood, 201- 246.New York, NY: Psychology Press Ltd.
  3. Бузан Т. Скоростная память / Пер. с англ. Волгоград., 1998. -144 с.
  4. Perner, J., Kloo, D., & Gornik, E. (2007). Episodic memory development: theory of mind is part of re?experiencing experienced events. Infant and Child Development, 16(5), 471-490.
  5. Андреев О.А., Хромов JI.H. Тренируйте память М., 1994.- 208 с.
ОБ АВТОРЕ

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Содержание

Больше полезного на нашей страничке в FB

X