Как развить эмоциональный интеллект

Сегодня развитие эмоционального интеллекта становится необходимым навыком для полноценной жизни. Люди с высоким уровень ЭИ здраво принимают реальность, оперативнее реагируют и взаимодействуют с окружающей средой.

Принято считать, что развивается эмоциональный интеллект только в детском возрасте, а взрослый человек имеет мало шансов изменить свои устоявшиеся навыки, да и потребности как таковой нет. Это большая ошибка и глубокое заблуждение. Мы живем в обществе других людей, ежедневно контактируем с ними во всех сферах жизни, поэтому в любом возрасте крайне важно повышать наши способности к пониманию чувств другого человека и своих собственных.

Что такое эмоциональный интеллект

что этоЕmotional intelligence, EI — умение человека определять эмоции, осознавать намерения, мотивацию, желания других и свои собственные, а также способность управлять своими и эмоциями другого человека в целях решения повседневных задач. Термин ЭИ стал популярным благодаря Д. Майеру из университета Нью-Гемпшира и П. Саловей из Йельского университета.

Я считаю, что вначале необходимо понять собственные эмоции, а затем учиться управлять чужими. Поэтому развитие эмоционального интеллекта тесно связано с самопознанием. Важно осознавать, что ЭИ не существует обособленно от интеллекта и не является его противоположностью, по типу — «мыслить сердцем или головой».

Израильский психолог и один из ведущих новаторов, теоретиков и исследователей идеи ЭИ Рувен Бар-Он в 1985 году ввел тезис эмоционального коэффициента (EQ, Emotional Quotient) для измерения «эмоциональной и социальной компетентности».

Через 11 лет он презентовал собственный тест EQ-i, состоящий из ряда вопросов для вычисления коэффициента, на основе которого была создана современная «модель эмоционального интеллекта Бар-Она»

.

Чем важен высокий EQ

Взрослым и детям важно обладать навыком решать проблемы, связанные с эмоциями, поскольку, живя в обществе, мы сталкиваемся с ними ежедневно. Развитие EQ позволяет повышать умение взаимодействовать с другими людьми.

Детям высокий EQ дает возможность проще и быстрее адаптироваться в новой обстановке (детский сад, переход в новую школу), а также заводить новые знакомства. Для взрослых развитый навык определять эмоции станет одним из лучших помощников в построении карьеры, особенно, если необходимо работать в команде.

Согласно исследованиям, высокий EQ служит показателем ментального здоровья человека. Следовательно, он влияет не только на показатели успешности, но и на уровень счастья. Лучшее самосознание ведет к более высокому эмоциональному интеллекту, что, в свою очередь, приносит человеку больше счастья.

значение

Упражнения для развития эмоционального интеллекта

Взаимодействие с самим собой и средой вокруг выстраивается на основе степени развитости главных программ эмоционального интеллекта: осознанность, адаптивность, самооценка, мотивация.

Каждую программу можно раскрыть через 4 навыка:

  1. самооценку при помощи положительного восприятия мира, принятия, решительности и ассертивности;
  2. мотивацию через открытость всему новому, стремление к самосовершенствованию, четкое понимание своих целей и объективное ощущение неудач;
  3. адаптивность при помощи общительности, эмпатии (способность осознанно сопереживать другому), противостояния стрессу, управления своими решениями;
  4. осознанность через познание собственного тела, мыслей, эмоций и реакций.

Для развития «самооценки»

Взрослым будет полезно практиковать «сильные» позы, которые способствуют выработке дофамина. Например, выпрямить спину, голова поднята высоко, руки тянутся вверх. Вырабатываемый при этом гормон дофамин помогает мозгу лучше воспринимать и запоминать любую информацию.

Чтобы повысить свою уверенность, достаточно ежедневно выполнять упражнение в течение нескольких минут.

Упражнение «Я очень хороший» подходит для группового занятия с детьми. Оно позволяет создать положительный эмоциональный фон и повысить уверенность ребенка. Сначала необходимо произнести слово «Я» шепотом, потом — обычным голосом, а затем — прокричать. Таким же образом поступить со словами «очень» и «хороший» (или «хорошая»).

Далее каждый из детей по очереди произносит фразу целиком как захочет — шепотом, обычным голосом или прокричав. Например: «Я — Даша! Я — очень хорошая!» или «Я — Миша! Я очень хороший!». В конце дети дружно произносят «Мы очень хорошие!» всеми тремя способами.

Для развития «мотивации»

упражненияОпишите 10 своих самых любимых занятий. Затем сформулируйте их так, чтобы были лишь глаголы. Выделите глагол, правильнее всего передающий суть того или иного дела. На основе глаголов спланируйте следующий месяц. В это время вам необходимо выделить 10 дней и прожить их под девизом одного из слов. Вязать или гулять, путешествовать или готовить, веселиться или разговаривать — вариантов множество.

Например, под лозунгом глагола «готовить» отправьтесь на кулинарные курсы, посетите дегустацию нового продукта или организуйте праздничный ужин дома. Кроме этого, таким образом можно презентовать свои услуги или услуги вашей компании.

Для развития «осознанности»

Достаточно самостоятельно еженедельно практиковать следующее упражнение, чтобы прокачать эмоциональный интеллект.

Ваши возможности угадывать интонации голоса собеседников, особенности мимики начнут стремительно прогрессировать.

Эта техника поможет точнее «видеть» явные и скрытые мотивы собеседника, а также свою реакцию на определенные ситуации, информацию, эмоции.

  • Найдите место, где вас не будут отвлекать. Закройте уши, сосредоточьтесь на вещах вокруг, попробуйте уловить все мелочи. Постепенно вы станете замечать то, чему раньше не уделяли внимание.
  • После этого прикройте глаза и теперь концентрируйтесь на звуках. Привычная зона концентрации слуха для людей составляет не более 1,5 метров вокруг них. «Расширяя» слуховые возможности мы начинаем различать мелочи, на которые обычно не реагируем в повседневной жизни.
  • Последний шаг — одновременно закройте глаза и уши. Фиксируйте внимание на тактильных ощущениях от взаимодействия вашего тела с окружающей средой. Например, касание ветра, воды или песка, если вы можете ходить босиком.

Большую пользу для улучшения понимания себя и ЭИ принесет упражнение «Дневник эмоций». Оно полезно в любом возрасте. В течение дня необходимо записывать все эмоции и события, которые их вызывали. Для визуализации используйте карандаши/фломастеры для обозначения цвета эмоций или смайлики. Затем поставьте задачу — повысить число радостных смайликов. Главное — понимать самому и объяснить ребенку, что большая часть событий нейтральны сами по себе. Наши эмоции — это только наша реакция на них.

Для развития «адаптивности»

Лучший способ для тренировки адаптивности детей и взрослых — игра с «карточками эмоций». Правила упражнения простые — необходимо показывать эмоции, которые изображены на вытянутой вами карточке. Это могут быть гнев, радость, печаль, любопытство и пр. Простая игра с карточками позволяет эффективно отработать свои реакции, а также развить эмоциональный интеллект.

танцы

Альтернативной игрой-упражнением могут стать танцы. Танцы — это энергия, которая отлично передает эмоции и настроение. Это занятие одинаково любят взрослые и дети. Во время игры необходимо придумать собственный «танец радости» или «танец разочарования», «танец интереса» или «танец гнева». Выполняя упражнение, человек двигается по своему усмотрению.

Советы

Мы каждый день неосознанно развиваем свой эмоциональный интеллект. Если взять этот процесс под контроль, можно получить от своего мозга намного больше. Если вам не нравится выполнять ежедневные упражнения или играть в игры, их можно заменить на просмотр фильмов или чтение книг. Из-за повышенного интереса к возможностям эмоционального интеллекта человека выпускается множество литературы, а также видео, которые помогают понимать себя и эмоции других людей.

На сегодняшний день мультфильм «Головоломка», о важности понимания и принятия своих настоящих чувств и эмоций, — самая яркая «настольная книга» о том, как научиться правильно выражать свои эмоции и развивать ЭИ.

Герои мультика — Радость, Брезгливость, Гнев, Печаль и Страх. Потратьте несколько часов на просмотр этого шикарного мультфильма и, возможно, вам станет многое понятно. Не меньше пользы принесет просмотр фильмов «Полианна», «Большая маленькая Я», «С пультом по жизни».

Среди книг я могу посоветовать:

  • «Что у него в голове? Простые эксперименты, которые помогут родителям понять своего ребенка» Эмбер и Энди Анковски;
  • «Эмоциональный интеллект. Российская практика» С. Шабанов, А. Алешина;
  • «Что такое чувства?» Оскар Бренифье;
  • «Эмоциональный интеллект» Дэниел Гоулман;
  • «Ребенок-оптимист» Мартин Селигман.
[table “2” not found /]

Источники

  1. Андреева, И.Н. Биологические и социальные предпосылки развития эмоционального интеллекта / Андреева И.Н. // Когнитивная психология : сб. статей. Минск : БГПУ. — 2006. — С. 7-11.
  2. Ricker A. A., Robb, M. & Richert, R. A. (under review). Does exposure to interactive media impact learning and memory: Investigating differences across age.
  3. Васильев, И.А. Роль интеллектуальных эмоций в регуляции мыслительной деятельности. Васильев, И.А. // Психологический журнал. Т.19. — № 4. -1998.-С. 49-60.
  4. Schneider, W., & Pressley, M. (2013). Memory development between two and twenty. Psychology Press.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Содержание

Больше полезного на нашей страничке в FB

X